Ляпустин Алескандр Сергеевич


А.С. Ляпустин – научный сотрудник библиотеки Псковского Губернского музея


С.А. Волкова
Труды Псковского музея-заповедника. Вып. 1. – Псков, 1994


 В 1923 году в библиотеке Губмузея, существовавшей при Историко-Археологическом музее, была проведена реорганизация. По отделам был разбит весь библиотечный фонд (20.000 томов). Необходимо было завести инвентарные книги и каталогизировать фонд.

 Особое внимание было обращено на создание рукописного отдела библиотеки, который предполагалось открыть в 1924 году. Намечалось провести разбор всех древних свитков, рукописей и грамот, сделать их описание и выделить из них экземпляры для предстоящей экспозиции. Планировалось изъять рукописи и старопечатные книги из церквей города, где они находились в жалком состоянии. Это давало около 500 рукописных томов.
 
 Собрание книг и рукописей музея составилось из бывших собраний: ПАО (Псковского археологического общества), ПЦИАК (Псковского церковного историко-археологического комитета), духовной семинарии, Мирожского монастыря, Троицкого собора, 28 разных церквей и монастырей и собрания Батова.

 За описание этих собраний музею пришлось взяться впервые. Для исполнения подобной работы в библиотеку были приглашены Л.А. Творогов и А.С. Ляпустин.

 В 1923-24 годах Л.А. Творогов занимался изучением псковской письменности, еще будучи студентом Петроградского университета и одновременно внештатным научным сотрудником псковского музея. Позже он возглавил подотдел рукописей Псковского музея.

 А.С. Ляпустин занимался псковской письменностью с 1908 года и имел опыт работы и печатные труды в разных периодических изданиях.

 Александр Сергеевич Ляпустин выходец из духовной среды, уроженец села Ирюмское Пермской губернии (9.10.1878 г.).

 После смерти отца семья переехала в г. Камышлов Пермской губернии, где Александр закончил духовное училище. С 1894 по 1900 год учился в Пермской духовной семинарии, а затем в 1905 году окончил Духовную академию в Петербурге, одновременно – Петербургский археологический институт.

 После учебы в Петербурге он преподавал арифметику и русский язык в Камышловском духовном училище, а затем вместе с семьей в 1907 году переехал на жительство в г. Псков. Переезд был обусловлен причинами семейного характера.

 В феврале 1908 года Александр Сергеевич принял священство и был священником до конца жизни.

 Работая преподавателем в Псковской духовной семинарии, он одновременно служил священником в Успенской с Полонища церкви, был смотрителем Псковского духовного училища, преподавал в частной женской гимназии Л.А. Александровой, был членом ревизионной комиссии при Обществе вспомоществования нуждающимся воспитанницам женской частной гимназии Л.А. Александровой.

 В 1908 году был создан Церковно-археологический комитет. Пскову необходимо было подобное учреждение специального церковного типа, и в частности – церковный музей. 

 Это удалось осуществить при Архиепископе Арсении. Владыка обратил внимание на славное прошлое «Господина Пскова», «этого – по выражению Владыки – «города - музея». Архиепископ Арсений обратил внимание и на местные архивы, на необходимость тщательного хранения наиболее ценных документов.

 24 августа 1908 года был избран Совет комитета, и секретарем комитета стал А.С. Ляпустин. Деятельность его, как секретаря, отражена в журналах собраний комитета. Она достаточно многообразна. Это информация о поступлении взносов, об изменении в составе комитета, составление отчетов и другая деятельность.

 Ляпустин входил в редакционную комиссию по изучению трудов ПЦИАК.

 В 1909 году при комитете была учреждена Архивная комиссия – программу ближайшей деятельности комиссии подготовил А.С. Ляпустин.

 Архив на Снятной Горе имел неудобное помещение, содержался не в должном порядке. Казначей комитета С. Покровский и секретарь комитета А. Ляпустин считали, что архив заслуживает внимательного изучения и должен быть приведен в порядок, т.к. имеет много интересных и неопубликованных документов, особенно документы 18 века, в частности – указы Святейшего Синода с 1721 года.

 Из докладной записки секретаря Комитета священника А. Ляпустина: «Честь имею доложить Собранию, что предметом моих занятий в Консисторском Архиве, на Снятной Горе, было собирание материалов для составления краткого историко-статистического очерка Псковоградской Успенской, что на Полонище, церкви по случаю исполняющегося в 1911 году ея столетия и ознакомление с документами, касающимися истории упразднения и уничтожения в г. Пскове некоторых древних церквей (Насколько помнится, эта история не была еще предметом отдельного внимания местных исследователей старины).

 Так как реестра церковных дел в Архиве не оказалось, то мне пришлось самому ощупью отыскивать нужные для меня документы. При таких условиях работа была медленна и малопродуктивна. С другой стороны, развязывая каждую связку и знакомясь почти с каждым делом непосредственно, я имел полную возможность подробно ознакомиться со всеми недочетами в организации Архива. Долгом своим считаю… представить на обсуждение Собрания краткую программу ближайшей деятельности Архивной комиссии…». Далее предлагается целый ряд мероприятий по приведению в порядок Снятогорского архива.

 В трудах ПЦИАК т. I, вышедших в 1910 году, Ляпустин публикует свою работу «Тексты сказаний о псковских чудотворных иконах Божьей Матери» (по местным рукописным спискам). В эти тексты вошли рукописные сказания о чудесах, бывших от икон: Знамения Божьей Матери Мирожской (во Пскове, в Спасо-Мирожском монастыре), «Знамения» Божьей Матери, находящейся в пог. Камено Опочецкого уезда, «Одигитрии» явившейся во Пскове, но потом утраченной, и Корсунской иконы Божьей Матери (в пригороде Изборске, Псков. у.). Эта публикация явилась первым знакомством всех любителей псковской старины с памятниками псковской церковной письменности. Преследовалась и еще одна цель – сохранение для будущих поколений сокровищ прошлого.

 Печальных примеров утраты древних памятников было вполне достаточно. В предисловии к «Текстам…» Ляпустин пишет: «К прискорбию нужно сказать, что духовенство хотя и бережет, но мало дорожит и ценит хранящиеся по церквам епархии сокровища прошлого; при недостаточно же ясном сознании всей важности, ценности и значения древних памятников, легко может случиться порча или даже окончательная утрата их… Просматривая в консисторском архиве дела, касающиеся Ново-Успенской церкви г. Пскова, узнали мы, что еще в 30-х годах прошлого столетия хранилась в этой церкви какая-то «Патриаршая грамота», а в 50-х годах ее уже не было… Одна из печатаемых ниже рукописей: «Служба и сказание о чуде от иконы Знамения Божьей Матери Мирожской» также подвергалась опасности быть утраченной. Два года назад посчастливилось нам найти ее среди разного хлама у торговца старьем на рынке и купить за 40 коп. Любопытно, за сколько же она досталась старьевщику от своеобразного «ценителя» древностей… Если во Пскове, в Мирожском монастыре могла случиться такая крупная потеря, не смотря на то, что эта рукопись, как весьма ценная, значится №1 в каталогах монастырской библиотеки, то повторение подобных случаев в других местах епархии тем более возможно… Терялись, впрочем, не только рукописи, но даже чудотворные иконы…».

 Здесь же (в «Трудах…») публикует документы из местных архивов, в частности, «Указ от 30 июля 1765 года №1512, Преосвященного Иннокентия Епископа Псковского и Рижского об исправлении икон мученика Христофора «с пёсьей главою», сопровождая его комментариями.

 Для содействия предстоящим в 1911 году в Новгороде – XV, и в 1914 году в Пскове – XVI археологическим съездам была образована комиссия под названием: Псковское Отделение Предварительного Московского Комитета по устройству съездов. От ПЦИАК в эту комиссию был включен А.С. Ляпустин.

 6 августа 1911 года Ляпустин отчитывается о работе ПЦИАК перед посетившими Псков участниками XV Всероссийского Археологического съезда в Пскове. Активно участвуя в обследовании епархии для обозрения церковных древностей, он объехал 36 погостов Псковского уезда и 2 монастыря: Псково-Печерский и Спасо-Елиазаровский.

 При обследовании выделил храмы, заслуживающие наибольшего внимания в архитектурном отношении, наметил для выставки 13 старинных икон, 2 шитых изображения, 7 рукописей и 20 предметов церковной утвари.

 Работу составления каталога выставки по рукописям Отделение поручило А.С. Ляпустину.

 Ляпустин состоял действительным членом Псковского Братства во имя Святых первоучителей славян Кирилла и Мефодия. «Братство» заботилось о религиозно-нравственном просвещении народонаселения Псковской епархии. Проводились богослужебные беседы, раздавались брошюры и листы молитв, организовывались народные и миссионерские библиотеки, устраивались общенародные хоры, распределялась церковно-певческая литература и оказывалась денежная помощь церковно-приходским школам и Епархиальному женскому училищу.

 После Октябрьского переворота Ляпустин оставляет свою деятельность смотрителя духовного училища. С 1918 по 1923 год работает сначала конторщиком, затем с ноября 1920 года счетоводом на 2-ом участке службы тяги Северо-Западной железной дороги.

 С 1 декабря 1923 года Александр Сергеевич Ляпустин становится научным сотрудником библиотеки музея. Библиотека очень нуждалась в специалистах подобного плана. Необходимо было сделать исчерпывающее исследование исторического, филологического и археологического материала. Благодаря Александру Сергеевичу, удалось привести в порядок и описать довольно большое количество псковских рукописей, старопечатных славянских книг и церковных древностей.

 Август Карлович Янсон (директор музея с апреля 1924 года) писал: «Ляпустин был вторым лицом в музее, имеющим высшее образование и специальную подготовку (Духовную Академию и Археологический институт). На работе в псковских археологических организациях с 1908 года. Специальность – псковская письменность, по которой он имеет труды в разных периодических изданиях. Коллекция рукописей собрана на 85% им».

 В декабре 1926 года один из сотрудников музея написал донос, и Псковское Губоно предложило снять Ляпустина с работы, как служителя культа.
Сотрудники музея во главе с А.К. Янсоном прилагают огромные усилия к тому, чтобы оставить в музее А.С. Ляпустина.

 Янсон обращается к члену Российской Академии истории материальной культуры, профессору архитектуры К.К. Романову с просьбой помочь «выпутаться из этой беды». Музей пишет ходатайство в Главнауку с просьбой дозволить Ляпустину продолжить работу, что его «увольнение грозит музею, в данных условиях, непреодолимым тормозом в изучении и описании еще многих памятников письменности. Коллекция эта довольно большая и до сего времени уже им описаны 421 рукопись и 218 старинных книг, остается небольшое количество книг и около 400 рукописей… Ляпустин является незаменимым при определении старинных памятников церковной живописи…» Ляпустин мог остаться на работе при условии публичного отказа от сана священника. Священнический сан Ляпустин с себя не снял и религиозных своих убеждений не изменил. Его уволили. 

 До 1934 года Александр Сергеевич служил священником в Ильинской церкви (ц. Ильи Мокрого), затем около полугода в Покровской от Торга, а после, до дня своего ареста, в Богоявленской.
В 1937 году 26 декабря он был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности. Это была серия арестов духовенства в Пскове. 27 декабря следственное дело было направлено на рассмотрение Тройки УНКВД Ленинградского Округа. Приговор Тройки по протоколу №287 от 30.01.37 года был приведен в исполнение. 2 января 1938 года А.С. Ляпустин был расстрелян. Реабилитирован А.С. Ляпустин посмертно в апреле 1958 года.

 В музее сохранилось несколько инвентарных книг довоенной библиотеки, где часть описаний составлена научным сотрудником библиотеки А.С. Ляпустиным. Это свитки Спасо-Мирожского монастыря, Снетогорского монастыря, Никандровой пустыни Порховского уезда, Козмодамиановского монастыря с Гремячей горы, Середкина монастыря, Елиазаровского монастыря, книги кирилловской печати – 511 описаний и книги гражданской печати Петровского времени около 2-х десятков.

 Имеется фонд А.С. Ляпустина, насчитывающий 15 единиц хранения. Это книги иностранной печати, фотографии псковских древностей, несколько документов, среди которых письмо З.А. Ляпустиной И.Н. Ларионову от 18.06.56 из Вологды, записка внучки А.С. Ляпустина Творогову от 2 сентября 1973 года, написанная при посещении Пскова.

Источники и литература:

1. ГАПО; ф. 310; оп. 1; д. 12
ф. 310; оп. 1; д. 13
ф. 310; оп. 2; д. 8
ф. 2; оп. 2; д.1
2. Архив ЛОИА; ф. 29.
3. Древлехранилище Псковского музея-заповедника, ф. № 435.
4. Псковские епархиальные ведомости за 1908 – 1916 гг.
5. Каталог выставки XVI Всероссийского археологического съезда 1914 года в Пскове… Псков, 1915 г.
6. Труды ПЦИАК. Псковская старина. Т. 1. Псков, 1910 г.
7. Отчет о деятельности Псковского братства во имя святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия за 1911 г. Псков, 1912 г.


 
 
Погода
GISMETEO: Погода по г.Псков
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий



Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!